Вытягивание кузова автомобиля: правила, советы, рекомендации
Отправьте заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
|
Получить консультацию
|
Даже самый аккуратный водитель может столкнуться с проблемой деформации кузова своего транспортного средства. Геометрия силовой структуры может нарушиться в ходе ДТП или других ситуаций, связанных с повреждением автомобиля. Здесь на помощь приходит процедура вытягивания кузова, которая позволяет вернуть авто первоначальный вид и восстановить его функциональность. В этой статье мы расскажем о том, как вытянуть кузов автомобиля, что необходимо учесть в процессе и какие результаты можно ожидать от этой процедуры.
Содержание статьи:
- Измерение «геометрии» кузова
- Типы вмятин на кузове авто
- Правила вытягивания кузова автомобиля
- Гидравлическая растяжка
- Гидравлическая стяжка
- Кузовные захваты
- Вытягивание чашек амортизаторов
- Зазоры
- Стапель для вытягивания кузова автомобиля
- Виды стапелей
- Принцип и последовательность работ при вытягивании стапелем
- В каких случаях придется ехать в автосервис
- Как вытянуть вмятину на машине своими руками
Измерение «геометрии» кузова
Прежде чем начать вытягивать кузов машины, необходимо предварительно осмотреть повреждённый автомобиль и отследить логику повреждений. А именно — понять, что именно было смещено, какие элементы подлежат ремонту, а какие остаётся только заменить.
Для этого необходимо выяснить, изменились ли геометрические параметры кузова. Если удар пришёлся на передний или задний бампер, деформации могут быть подвержены лонжероны. Удары сбоку нередко приводят к деформации боковой стойки, порогов или пола.
Чтобы определить, как и насколько смещены силовые элементы кузова, геометрические параметры измеряют с помощью специальных измерительных систем. Это могут быть как простые рулетки, линейки или штангенциркули, так и более сложные механизмы — например, специальные трёхмерные измерительные системы, которые обычно используют в оснащённых сервисах.
Измерение геометрии кузова подразумевает анализ расположения контрольных точек, которые указаны в техпаспорте автомобиля. Как правило, внимание нужно обращать на:
- ширину передней и задней колеи;
- расстояние между передней и задней осью;
- расстояние между лонжеронами;
- размеры багажника, отсека для двигателя;
- размеры окон и дверных проёмов.
Восстановление автомобиля начинается с возвращения «на место» всех силовых элементов, от которых зависит геометрия кузова. Даже если некоторые из них требуют замены, зачастую их всё равно предварительно необходимо вытянуть, чтобы точки креплений были расположены правильно.
Типы вмятин на кузове авто
Прежде чем вытягивать кузов авто, необходимо также проанализировать вмятины и определить их тип. Правильная классификация поможет определить порядок действий, выбрать инструменты и метод восстановления.
Традиционная классификация подразумевает деление вмятин на следующие группы:
- незначительные — без повреждения лакокрасочного покрытия;
- средние — есть сколы и трещины в области локальной деформации;
- значительные — глубокие, имеющие сколы по краям.
К первой группе относятся маленькие вмятины, которые могут образоваться от камней, града, ветвей дерева или других небольших предметов. Их можно устранить без покраски повреждённого участка.
Вторая группа — вмятины, которые можно получить в ходе неудачной парковки, неосторожного манёвра или удара тяжёлым тупым предметом.
Третья группа — наиболее серьёзные повреждения, которые возникают после ДТП, удара острым предметом.
Правила вытягивания кузова автомобиля
- Вытягивание кузова подразумевает воздействие на него в направлении, обратном силе удара. В ходе этого воздействия обязательно нужно простукивать складки металла, которые образовались при повреждении. Это осуществляется следующим образом: путём вытягивания элемент частично выравнивается, затем необходимо простучать складки и возобновить тягу.
- Есть также такое понятие, как «перетяжка». Пострадавшую делать можно вытянуть чуть сильнее, чем нужно, так она всё равно возвращается в исходное состояние. Штампованный металл обладает «памятью» — все деформированные элементы напряжены. Задачей при ремонте является снятие этих напряжений и возврат металла в изначальное положение.
- Иногда в ходе вытягивания также используют нагрев. Это помогает при работе со сложными участками, которые тяжело поддаются воздействию. Но этот метод не рекомендуется использовать на упрочнённых стальных сплавах, поскольку нагрев ослабляет материал.
- Ещё один способ работы с неподатливым металлом — надрезы.
Гидравлическая растяжка
Гидравлическая растяжка — это вспомогательное приспособление для кузовного ремонта. Оно обеспечивает вытягивание методом выдавливания. Устройство состоит из помпы, соединительного шланга и самой растяжки. Разные типы устройств могут давать разное усилие — 4, 10, 20 тонн и более.
Приспособление может использоваться, например, для вытягивания боковых стоек кузова, лонжеронов, дверных и стекольных проёмов. Чаще всего гидравлические растяжки продаются комплектами, в которые входят несколько разных насадок и удлинителей.
Гидравлическая стяжка
Гидравлическая стяжка аналогична предыдущему приспособлению, но работает по принципу стягивания, а не выдавливания. Часть используется для замены лебёдки.
Кузовные захваты
Кузовные захваты используются в качестве звена, соединяющего цепь вытягивающего механизма (лебёдки, стяжки) с повреждённым элементом автомобиля. Захват представляет собой болтовое зажимное устройство. Некоторые модели имеют самозажимную конструкцию — при вытягивании сила захвата автоматически усиливается, что не даёт механизму выскользнуть. В точках, где нельзя использовать зажим, иногда приваривают петли или пластины из металла.
Вытягивание чашек амортизаторов
Как уже было отмечено, в ходе измерения «геометрии» необходимо проанализировать расположение чашек амортизаторов. А именно — измерить диагонали отрезков от центров верхних болтов крепления стоек к болтам крепления кронштейнов капота к кузову. Также измеряются диагонали расстояний между центрами болтов обеих чашек кузова. Если произошло смещение, то с помощью специальных приспособлений чашки можно вытянуть в любом направлении.
Зазоры
После того, как были вытянуты силовые элементы и заменены не подлежащие ремонту детали, необходимо примерить лицевые панели. Если работа была проделана корректно и все точки креплений стоят на своих местах, зазоры будут ровными и идентичными с обеих сторон авто.
Закрытие дверей, капота и багажника не должно сопровождаться усилиями, касанием смежных панелей. Наличие этих признаков говорит о том, что вытягивание было выполнено неправильно.
Отрегулировать зазоры можно путём затягивания болтов, с помощью шарниров, шайб, резиновых упоров — это зависит от зоны работы.
Стапель для вытягивания кузова автомобиля
Для вытягивания силовых элементов кузова и других вытягивающих работ профессиональны используют стапель — платформу либо стойки, которые обеспечивают жёсткое крепление кузова и последующее тянущее усилие. Работа стапеля — это, по сути, отзеркаливание той ситуации, что возникла при повреждении. Но за счёт жёсткой фиксации сам автомобиль не двигается — происходит смещение только вытягиваемого элемента.
В некоторых автосервисах стапель не используют — вместо него применяются забетонированные петли, размещённые по периметру пола. К одной части петель цепляют лебёдку или гидравлическую стяжку, а с помощью других фиксируют сам автомобиль.
Виды стапелей
Все стапели работают по одинаковому принципу. Деформированный кузов фиксируют в одном или нескольких участках, затем специалист крепит вытяжное устройство и подаёт на трос динамическое напряжение. Под этим воздействием вмятины начинают расправляться. Рассмотрим подробнее виды стапелей.
Подкатный механизм
Универсальный вид стапеля, который подходит для работы с автомобилями разного типа и грузоподъёмности. Оснащён приспособлениями для фиксации кузова без отбортовки порогов. Плюсом подкатного механизма являются его габариты — оборудование можно использовать в условиях гаража. Но минусом является невозможность использования этого вида при наличии нарушения геометрии.
Напольный стапель
Ещё одна разновидность стапеля, отличающая сравнительной компактностью. Конструкция подразумевает вмонтированные в пол рельсы, стойки, крепления и анкеры. Рельсы можно использовать для других работ с авто.
Рамный стапель
Этот вид стапелей уже можно выделить, как более профессиональный. Конструкция рамного стапеля более сложная. Автомобиль фиксируют на высокопрочной раме, способной выдерживать высокие нагрузки. Расправлять металл можно в разных направлениях, что даёт вариативность при работе и позволяет устранять повреждения разных типов. В целях экономии пространства стенды часто оснащают подъёмниками.
Платформенный стапель
Платформенный стапель — комплексное профессиональное оборудование, используемое для устранения деформаций совершенно разных автомобилей, включая рамные внедорожники.
Конструкция состоит из рельсов и въездного моста, на который с помощью лебёдки помещается автомобиль. Стенд оборудован множеством креплений, за счёт которых авто надёжно фиксируется на платформе.
Стапель оборудован
- гидравлическими металлическими стойками;
- лебёдкой;
- силовыми и выдвижными блоками.
Наличие балок позволяет легко перемещать транспортные средства в разных направлениях. Стенд для рихтовки оснащён телескопической шкалой, которая даёт возможность проводить высокоточные расчёты и измерения. Минусом этого типа стапелей являются внушительные размеры и высокая стоимость. Однако это наиболее профессиональное и универсальное устройство.
Принцип и последовательность работ при вытягивании стапелем
Стапели используют преимущественно для работы с автомобилями, попавшими в ДТП или получившими серьёзные повреждения другим образом. Небольшие деформации с их помощью не устраняют. Рихтовочные стенды применяют, когда требуется восстановление геометрии авто.
Работа строится следующим образом:
- специалисты анализируют повреждения, определяют их характер и составляют перечень восстановительных работ;
- автомобиль устанавливают на стапель и надёжно фиксируют;
- с помощью захватов и измерительных приборов рассчитывается точная силовая нагрузка, точки воздействия;
- после того, как на нужных участках закреплены цепи, оператор подаёт усилие, чтобы металл начал выпрямляться;
- операция может повторяться многократно, пока кузову не будут возвращены заводские параметры.
Несмотря на различия между разными видами стапелей, они все работают на вытягивание вмятин или сжатие выпирающих частей кузова. При этом металл или другие элементы автомобиля не повреждаются.
С помощью стапеля можно вытягивать кузов двумя способами:
- Механическим. К точкам автомобиля в повреждённой области присоединяются цепи тянущей системы, которые оператор затем запускает вручную.
- Компьютерным. Точки крепления тянущих цепей определяются с помощью компьютера, он также управляет всем движением выправления вмятин.
В каких случаях придется ехать в автосервис
Если с незначительными вмятинами можно справиться самостоятельно, то при нарушенной геометрии кузова всё же лучше обратиться к специалистам. После точного измерения они проведут полное восстановление автомобиля, в том числе, при необходимости, его лакокрасочного покрытия. Результат от работы грамотных специалистов сервиса KUTUZOVV — восстановление вплоть до заводского качества. Использование инновационного оборудования и большой опыт кузовного ремонтаа — гарантия качества работы.
Как вытянуть вмятину на машине своими руками
Рихтовка без покраски возможна в тех случаях, если повреждения не несут серьёзный характер. Рассмотрим несколько способов, как вытянуть кузов своими руками.
Обратный молоток
Обратный молоток — это специальный инструмент, частично заменяющий споттер. Он состоит из ремонтных шайб, которые устанавливают или приклеивают в зону дефекта и самого молотка. Когда молоток крепят на ножку приклеенной пластины, подвижная бита бьётся об ограничитель, подавая точечную нагрузку в повреждённую зону. Это достаточно бюджетный инструмент с простым принципом действия.
Отвертки, съемники, гаечные ключи, пневмоклинья
Этот набор инструментов приобретается по отдельности и используется для выпрямления вмятин со стороны салона. Пневмоклинья можно заменить мягким мячом (футбольными либо волейбольным) в комплекте с насосом. Зону ремонта необходимо очистить, снять обивку. Под вмятину вкладывается надувная подушка или мяч с насосом, с лицевой стороны кузова крепится обратный молоток. Затем необходимо накачивать мяч или подушку, дожидаясь выпрямления вмятины.
Строительный фен
При работе строительным феном важно соблюдать правило: нельзя, чтобы показатель нагрева превышал 100°C, иначе повредится лакокрасочное покрытие автомобиля. Ремонтируемый участок необходимо помыть, а затем вмятина прогревается. Работа начинается с минимальных температур, которые нужно повышать постепенно. В конце края дополнительно обрабатываются.
Ручная вакуумная присоска
Диаметр вакуумной присоски должен быть чуть меньше, чем диаметр самой вмятины. Присоска фиксируется на повреждении таким образом, чтобы её края не задевали рёбра вмятины. Далее нужно тянуть за ручку присоски, пока вмятина не выпрямится.
Вывод
Вытягивание кузова — процесс, требующий аккуратного подхода, специального оборудования и навыков его использования. Специалисты сервиса KUTUZOVV помогут устранить повреждения автомобиля — эффективно, на высочайшем уровне и в краткие сроки. Предоставляем рассрочку, гарантию на все работы до 2 лет.