Коррозия автомобиля: причины появления ржавчины на кузове автомобиля и борьба с ней
Отправьте заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
|
Получить консультацию
|
Содержание статьи:
- Почему появляется ржавчина на автомобиле?
- Чем опасна коррозия кузова?
- Какие детали кузова подвержены коррозии чаще?
- Как продлить жизнь кузову?
- Как задержать процесс коррозии консервацией ржавеющего участка?
- Как с ржавчиной борются производители?
- Как убрать ржавчину с кузова автомобиля своими руками?
- Как покрасить очищенную от ржавчины деталь?
- Как убрать ржавый налёт?
Считаете, что ржавчина — это проблема исключительно владельцев 15-летних «Жигулей»? Увы, но нет: коррозия может затронуть даже современные модели с оцинкованным кузовом и высококачественным лакокрасочным покрытием. Виной тому — влага, реагенты, неизбежные микроповреждения, а также многие другие причины, вплоть до оплошностей завода при сборке авто. В этой статье подробно рассмотрим, от чего возникает коррозия автомобиля, чем она опасна и как с ней бороться.
Почему появляется ржавчина на автомобиле?
С точки зрения химии коррозия — это процесс окисления металла под воздействием окружающей среды. Она происходит, когда неизолированная металлическая поверхность взаимодействует с кислородом, водой или разными химическими соединениями. В процессе окисления образуется оксид железа, который и является ржавчиной.
Металлический кузов автомобиля имеет защитный барьер — в его роли выступает оцинковка, грунтовка и многослойное лакокрасочное покрытие (ЛКП). Если защитный слой полностью повреждён хотя бы в одной зоне, коррозии избежать не получится.
Кузов автомобиля, как правило, разрушается под воздействием электрохимической коррозии — кислород, содержащийся в воде, выступает в роли окислителя, а сама влага является электролитом. Дополнительным «агрессором» в этой цепочке выступают дорожные реагенты, песок, грязь и пр.
Также значимую роль в этом процессе играют гальванические пары́ — соединения двух несовместимых металлов. Например, алюминий сильнее разрушается при контакте с медью, никель — с серебром, магний — со сталью и пр. В автомобиле таких зон немало. К ним относятся точки сварки, отдельные панели, элементы крепежа и даже пластины из одного металла с разным типом механической обработки. Между этими элементами возникает разность потенциалов, а значит, при наличии электролита образуется коррозия.
Чем опасна коррозия кузова?
Главная опасность коррозии — в том, что её необходимо вовремя заметить. Процесс разрушения, запущенный электролитом, не может остановиться самостоятельно. Слой, повреждённый ржавчиной, будет осыпаться, открывая «свежие» участки металла. И так происходит, пока повреждённый элемент кузова авто не будет уничтожен полностью.
Если с внешней частью кузова всё сравнительно просто — необходимо лишь вовремя смывать грязь и реагенты, а также восстанавливать повреждения, то куда большую опасность представляет скрытая коррозия. Это процесс, который происходит внутри труднодоступных участков и замкнутых полостей автомобиля — тех, до которых сложно добраться и обработать.
Даже самый качественный металл под долгим воздействием химии, грязи и влаги подвержен разрушению. Если это затрагивает силовые элементы, то значительно повышается риск аварий. Ржавчина в точках крепления двигателя и трансмиссии — частая причина стуков и вибраций. Не забывайте, что коррозия влияет не только на внешний вид металла, но и на его физические свойства.
Какие детали кузова подвержены коррозии чаще?
В группу риска в первую очередь входят все те элементы автомобиля, которые больше всего подвержены повреждениям — капот, крылья, стойки лобового стекла, кромка крыши. Крышка багажника также может повреждаться при погрузке-разгрузке багажа.
Но в первую очередь чаще всего ржавеют нижние кромки дверей, колёсные арки и пороги. Это объясняется тем, что износ лакокрасочного покрытия здесь гораздо сильнее.
Отдельно также стоит отметить днище авто — это достаточно распространённый очаг коррозии, который сложно заметить без тщательного осмотра. Специалисты рекомендуют периодически проводить профилактическую обработку днища раз в 1-1,5 года.
Что касается скрытой коррозии — она часто возникает в зоне рамы и подрамника, лонжеронов, распорок, усилителей и карманов капота, в пространстве между крыльями и колёсными арками.
Также стоит уделить внимание участкам, которые уже ремонтировались и были окрашены. К сожалению, мастера нередко не подготавливают металл должным образом — уже имеющаяся ржавчина удаляется не до конца и продолжает разрастаться под краской. Заметить этот очаг можно уже тогда, когда краска начнёт пузыриться и отходить.
Как продлить жизнь кузову?
Немного грустной правды: как бы вы ни берегли свой автомобиль, однажды он всё же превратится в кучку гидратированного оксида железа. Но есть и хорошая новость: произойдёт это через 10, 20 или 50 лет — зависит только от вас.
Чтобы защитить автомобиль от коррозии, рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:
- Следите за чистотой кузова, включая днище. Грязь отлично вбирает влагу и способна длительное время «съедать» поверхность, просачиваясь через микроскопические трещины покрытия к металлу.
- Гарантия на отсутствие сквозной коррозии действительна только в случае корректного восстановительного ремонта у дилера — в ходе ТО крайне важно восстанавливать ЛКП по правильной технологии.
- Не забывайте об антикоррозийной защите — плёнки на основе масла и воска необходимо регулярно обновлять.
- Вовремя восстанавливайте повреждения лакокрасочного покрытия, даже если кузов оцинкован.
- Пользуйтесь услугами проверенных сервисов кузовного ремонта, где мастера строго соблюдают технологию восстановления и прекрасно понимают процессы, происходящие в ходе коррозии.
Как задержать процесс коррозии консервацией ржавеющего участка?
Бывает, что при высокой занятости у автовладельца банально не хватает времени на оперативный тщательный ремонт участков, поражённых коррозией. В этом случае есть выход — можно провести консервацию, которая замедлит процесс. Специалисты рекомендуют выполнять консервацию с помощью моторного масла и автомобильного пластилина.
Предварительно кузов авто необходимо тщательно очистить, а затем нанести на поверхность масло, лучше всего подойдёт синтетическое. После этого промасленный участок покрывается автопластилином — составом на основе обычного пластилина с добавлением ингибиторов коррозии и нейтрализаторов ржавчины. Совместное воздействие масла и автопластилина способствует достаточно надёжной изоляции от кислорода и влаги.
Таким способом можно на какое-то время остановить развитие коррозии — состав отлично держится на металле вне зависимости от наличия лакокрасочного покрытия, заполняет мелкие поры и зазоры. Он не отвердевает полностью, поэтому, за счёт своей эластичности подходит для герметизации стыков и работы с подвижными деталями.
Как с ржавчиной борются производители?
Один из распространённых способов защиты от производителей — покрыть металл плёнкой, через которую не проникнет электролит. Под плёнкой подразумевается слой краски и грунта, а также фосфаты металла. В сочетании с хорошим металлом, в котором нет примесей, способствующих коррозии, получается вполне достойный результат. Такую формулу производители использовали долгие годы, и на многих примерах можно отметить, что вышло успешно — немало автомобилей 50-60-х годов неплохо сохранились.
Но всё же этот способ имеет свои изъяны. Краска со временем растрескивается — в первую очередь повреждается внешний слой, затем повреждения добираются до фосфатной плёнки и металла. При ДТП и последующем ремонте покрытие часто наносят без тщательного очищения поверхности: остаются мелкие точки ржавчины, которые продолжают расти уже под обновлённым ЛКП.
Конечно, можно использовать более эластичные краски, которые обеспечивают более надёжную защиту металла. Но производители направили внимание на более усовершенствованную технологию. Сталь покрывают тонким слоем металла, который более устойчив к ржавчине. Ярким примером этому методу выступает обычная консервная банка — сталь, покрытая тонким слоем олова.
Но для покрытия кузова автомобиля олово не используют. На стальные элементы ещё до момента штамповки наносят цинк или алюминий. Кроме наличия оксидной плёнки, эти металлы также отличаются меньшей электроотрицательностью. Когда разрушается внешний слой ЛКП, образуется гальваническая пара. В таком случае именно слой цинка или алюминия принимает на себя разрушения, временно защищая сталь. Эти металлы в виде порошка также часто добавляют в грунт, которым покрывают сталь, чтобы продлить устойчивость кузовных панелей.
Чаще всего современный автомобиль представляет собой «сэндвич» со множеством слоёв — металл покрыт фосфатами, слоем цинка или алюминия, антикоррозийного грунта, а также несколькими слоями краски и лака. Днище, которое особенно подвержено повреждениям, дополнительно защищают толстым слоем герметиков и мастик. Внутренние полости накачиваются составами на масляной или парафиновой основе, чтобы они отталкивали влагу.
Тем не менее, ни один из этих методов не гарантирует 100% защиты от ржавчины, а лишь откладывает её появление на несколько лет.
Как убрать ржавчину с кузова автомобиля своими руками?
Несмотря на неизбежность появления ржавчины, избавиться от неё всё же можно. Рассмотрим несколько способов, как сделать это своими руками. Первым шагом перед работой является выбор помещения — автомобиль не следует обрабатывать под открытым небом. Помещение должно быть сухим, с хорошим освещением и вентиляцией.
Убираем ржавчину механическим способом
Это способ подразумевает удаление повреждённого слоя и зачистку очагов коррозии. Удалить ржавчину можно с помощью металлической щётки и наждачной бумаги, если повреждения сильнее — на помощь приходит шлифовальная машинка. Затем необходимо удалить пыль от металла, тщательно промыть зону работы растворителем. Следующим шагом будет выравнивание, которое выполняется кислотным грунтом и наполнителем. Обычно на очищенный участок наносят грунт, а затем — двухкомпонентную выравнивающую пасту. После этого можно наносить краску, соответствующую цвету кузова авто. Её наносят с помощью баллончика или краскопульта. Завершающим этапом становится прозрачный лак.
Но если коррозия затронула участок слишком глубоко, ржавый элемент можно вырезать. На его место обычно приваривают заплатку, если нет возможности заменить деталь полностью.
Плюсы способа:
- требуется минимум инструментов;
- можно выполнять работу при любой температуре.
Минусы:
- можно затронуть неповреждённое покрытие;
- необходимо тщательно контролировать толщину удаляемого металла;
- тяжело работать в труднодоступных местах автомобиля.
Убираем ржавчину химическим способом
Химический способ — это удаление ржавчины агрессивными химическими составами. Чаще всего для этой цели используют ортофосфорную кислоту, разведённую водой. Раствор способствует растворению продуктов ржавления и стабилизации остаточных соединений.
Кроме кислотных растворов используют также преобразователи, в основе которых фенольные соединения — танины. Они не удаляют ржавчину, а стабилизируют её, предотвращая дальнейшее распространение. Преобразователи могут быть жидкими, аэрозольными или гелевыми.
Перед нанесением состава также необходимо тщательно обработать поверхность, удалив ржавчину наждачкой или металлической щёткой.
Плюсы способа:
- лёгкая обработка труднодоступных зон;
- многие составы неагрессивны к ЛКП.
Минусы:
- обязательно необходимо хорошо проветриваемое помещение;
- при низкой температуре воздуха эффективность составов снижается;
- некоторую химию необходимо тщательно смывать.
Убираем ржавчину с помощью батарейки
Для этого способа автолюбители используют солевые батарейки в цинковом корпусе. С неё снимают наклейку, затем берут медный провод с одним зачищенным концом и наматывают сверху. Второй конец присоединяют к зажиму-«крокодилу». Затем на один из концов приматывают вату или ватный диск, смоченный в ортофосфорной кислоте.
Следующий шаг — открепить от аккумулятора автомобиля положительную клемму и присоединить её к плюсовому контакту «крокодила». Батарейка несколько минут удерживается в точке обработки, вата по мере высыхания смачивается в кислоте.
Результатом этих действий становится исчезновение ржавчины и переход цинка с батарейки на кузов.
Плюсы способа:
- минимальный набор инструментов;
- низкая себестоимость.
Минусы:
- подходит только для обработки маленьких очагов коррозии;
- работать с ортофосфорной кислотой необходимо в хорошо проветриваемом помещении, используя средства индивидуальной защиты.
Как покрасить очищенную от ржавчины деталь?
После удаления коррозии обязательно нужно защитить голый металл — сталь может покрыться рыжим налётом всего за 5 минут.
Для этого необходимо тщательно обезжирить поверхность, нанести грунт. Если вы использовали ПР с эффектом грунтовки, этот этап можно пропустить. Рекомендуем выбирать грунтовочные смеси, которые содержат цинк или использовать кислотный грунт — это даст кузову дополнительную защиту. После высыхания слоя грунта можно приступать к покраске.
В зависимости от размера участка, можно использовать баллончик или краскопульт. Краска наносится тонким слоем, обычно требуется 2-3 слоя, каждый из которых высыхает в течение 15-20 минут. Необходимо, чтобы грунт был полностью закрашен. После полного высыхания краски можно переходить к нанесению лака — его наносят в 1-2 тонких слоя, дожидаясь высыхания каждого.
Чтобы достичь наилучшего результата, место ремонта можно отполировать, но только после полного высыхания. Если краска или лак попали на неповреждённое ЛКП, их необходимо удалить сухой тканью или растворителем. Только не забывайте, что растворитель затем обязательно нужно смыть.
Как убрать ржавый налёт?
Ржавчина нередко оставляет на кузове непривлекательные разводы — они выглядят, как рыжие подтеки. Обычная мойка не всегда способна с ними справиться.
Разводы с авто можно удалить столовым уксусом или лимонной кислотой, разведённой в воде. Также для этой цели подходит жидкость для снятия лака и даже кола.
Работу необходимо выполнять чистой тканью, предварительно очистив кузов от загрязнений, чтобы не повредить краску.
Следует помнить, что этот способ справляется только с загрязнениями от ржавчины, но никаким образом не останавливает сам коррозионный процесс.
Для профессионального ремонта коррозии автомобиля обращайтесь к нам
Несмотря на множество рассмотренных способов устранения коррозии, лучший метод борьбы с ней — предотвращение. Это своевременная мойка, обработка защитными составами, поиск скрытых очагов и регулярный осмотр.
Но если проблема всё же коснулась вашего автомобиля, сервис KUTUZOVV её решит. Мы занимаемся кузовным ремонтом и покраской автомобилей. Наша особенность — в высокопрофессиональном подходе. Мы знаем, как работать с коррозией, строго соблюдаем технологию обработки кузова. Восстанавливаем повреждённые участки, при необходимости меняем детали на новые. Ремонт в KUTUZOVV — это:
- информирование обо всех этапах работы с авто;
- акции, возможность беспроцентной рассрочки;
- гарантия на работы до 2 лет.
Узнать подробнее о том, как мы работаем с коррозией, можно в нашем портфолио:
- Устранение коррозии порогов и крыльев.
- Устранение ржавчины вокруг лобового стекла и задних арок.
- Устранение коррозии на капоте и передних крыльях.
Ещё больше полезных материалов — в нашем блоге.